Птицы поднимаются выше, когда летят против ветра.
Настало время, когда мы остались вдвоём. Веселье из нашего дома ушло, было пасмурно и черно. Но однажды сын показал мне своё творение, впечатлившись почему-то «Словом о полку Игоревом» и русскими былинами, и тогда впервые за долгое время я от души захохотала.
Это было замечательное описание (на мой, конечно, взгляд) школьной жизни шестиклассников. Очень жизненное описание. Здесь всё, как есть, я сохранила авторский текст без единой правки.
Сашка* и Соловей-дежурный
I.
Из того-ли то из дома ДМСовского,*
А из той-ли из квартиры из девятоей,
Выходил удаленький, дородный добрый молодец,
Он сидел заутрену во доме-то,
Он во доме-то, во родименьком,
У родименького у батюшки,
И у батюшки, и у матушки.
Ай к обеденке поспел он в стольно-партный Школьный град.
А у средняя тридцать седьмоей
Нагнано дежурных черным-черно,
Ай черным-черно, как чёрна ворона;
Опоздавшие пехотой не прохаживают,
На добром коне не проезживают,
Птицей чёрным вороном не пролётывают,
Серым зверем не прорыскивают.
Подошёл Сашок ко силушке великоей,
Стал ногой лягать да портфелем махать:
Как лягнёт то он – станет улочка,
А махнёт ель он – переулочек,
Ай побил он эту силу всю великую.
Выходили опоздавшие да школьныя,
Отворяли то ворота во град Школьный,
Ай зовут его ко ним воеводою.
Говорит-то им Сашка таковы слова:
"Ай да опоздавшие вы школьныя!
Я не йду ко вам воеводою.
Укажите мне дорожку прямохожую,
Прямохожую да во шестой-б класс".
Говорили опоздавшие да школьныя:
"Ай ты славный богатырь святошкольный-то!
Прямохожая дорожка запылилася,
Запылилася дорожка, замуравила.
Как у той-ли у стенушки лазуревой,
Да у той ли у парты у проклятыя,
Да у той ли у двери да у первоей,
Да стоит-то Соловей-разбойничек во первой двери,
И стоит-то соловей-разбойничек из 6-а.
А кричит злодей-дежурный по звушному:
"А покажи-ка ты мне лапти сменныя,
Лапти сменныя, лапти чистыя!"
II.
Ай как молодой-то казак Саня-молодец,
Да берёт рогаточку резинову,
Да во свои берёт во белы ручушки:
"Ах ты волчья сыть, да травяной мешок,
Не видал ли ты ударов богатырских!"
Он тетивочку резинову натягивал,
И он косточку сливовую накладывал,
То он стрелил в того Соловья-дежурного,
И набил он ему шишку на косиции,
И упал Соловей-дежурный да на сырой паркет.
III.
И приехал то наш молодец
Во славный партный 6-б.
И ко славному учителю за широкий стол.
Тут –то славный князь-учитель стал молодца выспрашивать:
"И которою-ж дороженькой ты ехал
Во славный партный 6-б?"
Говорил ему то Саня таковы слова:
"То моя дороженька призамешкалась:
Сила чёрная стояла у дверей школьных,
Соловей-дежурный у стенушки у лазуревой,
Да у парты у проклятыя, да у той ли да у двери у первыя".
Говорил ему учитель-князь таковы слова:
"Ай же ученище-деревенщина,
Во глазах, ученик, да подлыгаешься,
Во глазах, ученик, да насмехаешься.
Напишу тебе я замечание
За твоё, ученик, опоздание!"
А тут Сане ему и славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.
* Сашка - это его друг детства, жили в одном доме.
** ДМС - дом молодых специалистов
Это было замечательное описание (на мой, конечно, взгляд) школьной жизни шестиклассников. Очень жизненное описание. Здесь всё, как есть, я сохранила авторский текст без единой правки.
Сашка* и Соловей-дежурный
I.
Из того-ли то из дома ДМСовского,*
А из той-ли из квартиры из девятоей,
Выходил удаленький, дородный добрый молодец,
Он сидел заутрену во доме-то,
Он во доме-то, во родименьком,
У родименького у батюшки,
И у батюшки, и у матушки.
Ай к обеденке поспел он в стольно-партный Школьный град.
А у средняя тридцать седьмоей
Нагнано дежурных черным-черно,
Ай черным-черно, как чёрна ворона;
Опоздавшие пехотой не прохаживают,
На добром коне не проезживают,
Птицей чёрным вороном не пролётывают,
Серым зверем не прорыскивают.
Подошёл Сашок ко силушке великоей,
Стал ногой лягать да портфелем махать:
Как лягнёт то он – станет улочка,
А махнёт ель он – переулочек,
Ай побил он эту силу всю великую.
Выходили опоздавшие да школьныя,
Отворяли то ворота во град Школьный,
Ай зовут его ко ним воеводою.
Говорит-то им Сашка таковы слова:
"Ай да опоздавшие вы школьныя!
Я не йду ко вам воеводою.
Укажите мне дорожку прямохожую,
Прямохожую да во шестой-б класс".
Говорили опоздавшие да школьныя:
"Ай ты славный богатырь святошкольный-то!
Прямохожая дорожка запылилася,
Запылилася дорожка, замуравила.
Как у той-ли у стенушки лазуревой,
Да у той ли у парты у проклятыя,
Да у той ли у двери да у первоей,
Да стоит-то Соловей-разбойничек во первой двери,
И стоит-то соловей-разбойничек из 6-а.
А кричит злодей-дежурный по звушному:
"А покажи-ка ты мне лапти сменныя,
Лапти сменныя, лапти чистыя!"
II.
Ай как молодой-то казак Саня-молодец,
Да берёт рогаточку резинову,
Да во свои берёт во белы ручушки:
"Ах ты волчья сыть, да травяной мешок,
Не видал ли ты ударов богатырских!"
Он тетивочку резинову натягивал,
И он косточку сливовую накладывал,
То он стрелил в того Соловья-дежурного,
И набил он ему шишку на косиции,
И упал Соловей-дежурный да на сырой паркет.
III.
И приехал то наш молодец
Во славный партный 6-б.
И ко славному учителю за широкий стол.
Тут –то славный князь-учитель стал молодца выспрашивать:
"И которою-ж дороженькой ты ехал
Во славный партный 6-б?"
Говорил ему то Саня таковы слова:
"То моя дороженька призамешкалась:
Сила чёрная стояла у дверей школьных,
Соловей-дежурный у стенушки у лазуревой,
Да у парты у проклятыя, да у той ли да у двери у первыя".
Говорил ему учитель-князь таковы слова:
"Ай же ученище-деревенщина,
Во глазах, ученик, да подлыгаешься,
Во глазах, ученик, да насмехаешься.
Напишу тебе я замечание
За твоё, ученик, опоздание!"
А тут Сане ему и славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.
* Сашка - это его друг детства, жили в одном доме.
** ДМС - дом молодых специалистов
Лапти сменные отчего-то особенно добили. )))
Если учесть, какой это был у него и его друзей камень преткновения: то лапти забудут и получат от учителя в дневнике плюшку, то потеряют, то порвут (предположительно, в сражениях).
В школе была простая удобная система: в раздевалке вешалась верхняя одежда, под своим пальтишком устанавливалась обувка. Сменные лапти были в тряпичной сумочке на шнурочке, сумочка вешалась на тот же крючок, когда школьник переобувался. Всё просто, удобно, только не для этих разгильдяев.